Авто/Мото / Интервью

Тимур Тимерзянов: "На российских дорогах происходит суматоха"

10 октября 2013 21:33

Известный татарстанский автогонщик Тимур Тимерзянов в эксклюзивном интервью Sportsreda.ru рассказал о своей победе на чемпионате Европы, а также о том, как стать автопилотом и чем отличается стиль вождения на российских дорогах от европейского.


"На предпоследнем этапе в Австрии я сказал главному промоутеру соревнований, что на заключительном этапе сделаю все возможное, чтобы не выиграть гонку и переписать историю".


- Итак, второй год подряд ты выигрываешь чемпионат Европы по ралли-кроссу в классе SuperCars. За счет чего ты добился такого успеха?

- Большая часть успеха – стабильность, которую я показывал на протяжении двух последних лет. Если посмотреть статистику, я был участником каждого полуфинального заезда и пропустил всего один финальный заезд. Стабильность – главный фактор успеха нашего спорта.

- Чемпионат Европы разбит на девять этапов. Ты четыре раза занимал вторую позицию, но ни разу не оказывался первым. Однако в общем зачете тебе это не помешало занять первое место.

- Да, такое случилось вообще впервые за 41 год существования чемпионата Европы по ралли-кроссу, когда чемпион не выиграл ни одного этапа.. Все это время очки начислялись только за финальные заезды. Сейчас же технология изменилась. Теперь нам начисляют очки и за отборочные заезды, и за полуфинал, и за финал. Если занимать первое место на всех трех этапах, можно заработать максимум 28 очков. В итоге, ни один из пилотов не набрал за весь год максимального количества баллов.

- Если сравнивать победу в прошлом году и в нынешнем, какая из них далась сложнее?

- В этом году все было гораздо сложнее из-за того, что поменялись правила. Раньше у нас было три отборочных заезда, а худший из них отбрасывался. То есть, если выиграл два заезда, третий можно было не ехать. В этом же году у нас было четыре заезда и все идут в зачет, поэтому на пилотов выпала огромная нагрузка.

Главным фактором успеха в этом году была стабильность. В начале года у нас был семинар, на котором объявили, как будут подсчитываться очки. Я сразу задал организатором вопрос: "Вы понимаете, что чемпионом может стать пилот, который ни разу не выиграл гонку?". Они сказали: "Да, это возможно".

- Получается, как в воду глядел?

- Да! (смеется) На предпоследнем этапе в Австрии, когда я стал вторым и уже имел лидерство в общем зачете, я сказал главному промоутеру соревнований, что на последнем этапе в Германии сделаю все возможное, чтобы не выиграть гонку и переписать историю.

 


"У каждого пилота в карьере, как правило, две причины, почему приходится заканчивать с гонками: финансы или здоровье".


- Ровно год назад ты был в нашей редакции и тогда мы тоже говорили о победе на чемпионате Европы. Что изменилось в твоей карьере за это время?

- Команда осталась прежней. Не изменились и официальные спонсоры, кроме компании "Red Bull". Сейчас я являюсь атлетом этой компании, они меня спонсируют, поддерживают. Кстати, на сегодняшний день уже известно, что наш чемпионат Европы превращается в чемпионат мира.

- Год назад ты говорил, что это может произойти к 2015-му году. Сейчас это уже официально?

- Да они планировали к 2015-му, но опередили самих себя и сейчас уже готовят календарь на чемпионат мира по ралли-кроссу.

- В этом году ты принял участие в традиционной мировой серии "XGames". Ты стал первым российским автогонщиком, которого пригласили на эту серию. Расскажи, что это за соревнования и за какие заслуги туда приглашают?

- "X Games" - это соревнования, которые не входят в календарь FIA (Международная Федерация автомобильного спорта), однако проходят под эгидой этой федерации. Как я уже говорил, в начале этого года я подписал контракт с "Red Bull". Именно они и попросили меня заменить в "X Games" автопилота Трэвиса Пастрану, участвовавшего в то время в серии NASCAR. Мне предложили попробовать свои силы и заменить Пастрану в команде "Dodge". Для меня это было интересно и я получил определенный карьерный опыт.

- В Европе автоспорт намного популярнее, чем в России. Как думаешь, с чем это связано?

- Германия, Франция, Италия, Испания достаточно развитые страны, где очень много производителей автотехники, которые оказывают поддержку автоспорту. А для любого производителя гонки – показатель своих технологий. На основе гонок что-то разрабатывают, тестируют. Наша команда "Lada" тоже выступает в серии World Touring Challenge Cup. Они не борются за пьедесталы, но стараются зацепиться за топ-10 и продолжают эту борьбу.

Россия не так сильно развита в автоспорте, потому что у нас нет таких возможностей, таких треков. Это только сейчас все начинает развиваться. Тем более, этот спорт не из дешевых. Нужны спонсоры, а на личном энтузиазме долго не проедешь. У каждого пилота в карьере, как правило, две причины, почему приходится заканчивать с гонками: финансы или здоровье.

- Как считаешь, что привлекает любителей и поклонников в ралли-кроссе? Что в нем самое зрелищное?

- Самое зрелищное для зрителей в таких технических спортивных мероприятиях – это, наверное, мелкие происшествия, аварии, столкновения. В ралли-кроссе разрешается стопроцентный контакт. В принципе, это не одобряется, но это есть. Когда пять машин заезжают в один узкий поворот и все понимают, что от контакта они могут выиграть позицию – они идут на контакт, естественно в пределах правил.

Еще в ралли-кроссе все очень динамично. В кольцевых гонках трасса растянута и зрители не видят всего, что происходит. В ралли-кроссе трасса короткая и все как на ладони. Зрители видят постоянную борьбу пяти или шести пилотов, постоянно наблюдают за гонкой.

- Как освещается ралли-кросс в Европе?

- В этом году мы вышли на телевизионный экран. Раньше мы проезжали гонку, а потом видео монтировалось и показывалось в записи. Сейчас же все идет в "live". Уровень ралли-кросса только растет. Так, например, на этапе во Франции выехали попробовать свои силы заводские пилоты "Citroen" мирового ралли Себастьян Лёб и Крис Мик.

- Существуют ли в ралли-кросс командная тактика? Например, условный норвежец Линдеруд выехал на трассу с целью сделать все возможное, чтобы Тимерзянов не опередил его соотечественника Сольберга.

- Это очень сложно предсказать заранее. Не факт, что мы попадем в один заезд. А если даже и попадем, то командная тактика закончится провалом. Может получиться так, что сделаешь себе хуже, чем кому-то другому. Тем более, это является неспортивным поведением и, если судьи это поймут, то дисквалифицируют. Бывают, конечно, когда пилоты не контролируют себя: выталкивают или разворачивают других автопилотов. Однако судьи за это жестко наказывают.


"Уже с детства ты можешь понять, что если у тебя не особенно получается в картинге, то и в дальнейшем в автоспорте делать особо нечего".


- Обычными водителями автомобилей становятся, а не рождаются. А как в случае с профессиональными автогонщиками?

- Каждый человек по своему адаптируется к автоспорту. Кому-то нужно время, кто-то сразу понимает, что не готов к этому. Все это, наверное, строится на базе вестибулярного аппарата, который необходимо тренировать с детства. Как правило, все серьезные спортсмены – картингисты. Они начинали со школы картинга – основной школы для всех автогонщиков. Уже с детства ты можешь понять, что если у тебя не особенно получается в картинге, то и в дальнейшем в автоспорте делать особо нечего.

- Куда отдать ребенка, чтобы он попробовал себя в этом виде спорта?

- На сегодняшний день в нашей республике идет определенная поддержка со стороны правительства. У нас есть картинг-школы, проводящие специализированные обучение. Я, как минимум, знаю два таких клуба, набирающих детей и проводящих обучение. У них ежегодный набор групп. Дети проходят обучение. Кто себя проявил, отправляют в другую группу, которая уже выступает на соревнованиях. Правительство оказывает определенную поддержку: предоставляют картинги для соревнований, раздают их по клубам всей республики. У нас в Казани есть кольцевая трасса, есть трасса европейского масштаба для ралли-кросса. В республики есть картодромы, уровня чемпионата России.

- Помимо финансов, существуют ли какие-то ограничения по состоянию здоровья или физической готовности? Или автогонщиком может стать любой?

- В России есть ограничение. Есть медицинский контроль, который может не допустить тебя к соревнованиям. Также проводятся проверки в диспансерах. Проверяют на состояние здоровья, психологические отклонения и т.д. И прежде, чем поехать в Европу, мы также проходим обследования, чтобы получить лицензию.

- Я слышал, что автопилоты проходят допинг-тесты. Это правда?

- Да. У нас стопроцентный допинг-тест, как и других спортсменов. Нам раздают специальные буклеты с препаратами, которые мы не имеем право употреблять.

- В связи с этим вопрос: какие препараты могут дать преимущество автопилоту в заезде?

- Я не знаю, как называются эти препараты. Но существуют какие-то таблетки для улучшения реакции, зрительного восприятия. Кто-то употребляет кислородные коктейли для улучшения работы головного мозга. Может быть, существуют таблетки для подавления страха. Вполне возможно (смеется). Не знаю, никогда не интересовался этим. Если естественным путем сложно чего-то добиться, то, наверное, просто не стоит в это лезть.


"По сравнению с Европой, на российских дорогах другой стиль вождения. Там все спокойно останавливаются и умеют ждать. Для них здоровье важнее, чем время".


- Понятно, что автоспорт не может обойтись без аварий. Наверное, многие за это его даже и любят. А какая авария в твоей карьере самая запомнившаяся?

- Уфф… Наверное, даже не авария, а инцидент. В самом начале карьеры на турнире Татарстана, когда только начинал карьеру, помню перевороты… В принципе, я помню все свои аварии, потому что их сложно забыть. Часто именно это останавливает некоторых пилотов. После какой-нибудь серьезной аварии, начинаешь больше об этом задумываться. Кто-то после этого теряет скорость, а кто-то наоборот, учиться на своих ошибках.

- В продолжение темы об авариях… Этой осенью в Казани, по моим ощущением, их как никогда много. Не заметил такой тенденции?

- Я часто отсутствовал. В принципе, часто бывает, когда едешь и видишь на простом "пятачке" по две аварии. В России много аварий происходит от того, что кто-то просто не уступил дорогу. Иногда сложно "прочитать" другого водителя. Бывает, стоишь на второстепенной дороге, светофора нет, вроде бы должен пропустить, но видишь, что другая машина притормаживает и думаешь, что он хочет тебя пропустить. Начинаешь трогаться, а оказывается, что другой водитель просто замешкался или отвлекся, в результате чего может получиться авария.

На наших дорогах происходит суматоха. У некоторых водителей нет прямолинейности в действиях и они постоянно "дергают". По сравнению с Европой, на наших дорогах другой стиль вождения. Там все спокойно останавливаются и умеют ждать. Для них здоровье важнее, чем время.

- Из-за большого количества аварий в Казани все чаще и чаще случаются пробки. Когда ты бываешь в Казани, в связи с пробками, можно ли увидеть тебя в общественном транспорте?

- В Казани достаточно редко (улыбается). Бывают, конечно, такие моменты, когда проще оставить машину и проехать на метро. Например, если надо доехать от Проспекта до Центра. А вот, когда я нахожусь в Москве, пользуюсь общественным транспортом. Московских пробок особенно не вижу, потому что передвигаюсь на метро. Для меня так проще.


"Титул чемпионов Европы у нас уже в руках, поэтому попробуем стать чемпионами мира".


- Как проводишь свое свободное время? Чем занимаешься?

- По-разному. Свободного времени бывает немного. Пока межсезонье и мы планируем следующий год. Возможно, буду участвовать в каких-то зимних соревнованиях на территории России. Если найдем спонсора, возможно, буду участвовать в соревнованиях в ноябре-декабре во Франции, где пройдут достаточно веселые гонки. Сейчас строем планы на будущее и работаем над финансами.

А вообще в свободное время люблю вести спокойный образ жизни. Встречаемся с ребятами, чтобы поиграть в футбол или хоккей. Сейчас, правда, небольшая травма. В целом стараюсь поддерживать себя в хорошей физической форме.

- Следишь за казанскими спортивными клубами?

- Редко. Когда вижу, тогда наблюдаю. А так, чтобы сидеть смотреть расписание игр, такого нет.

- Какие планы на самое ближайшее будущее? Межсезонье?

- Зимний чемпионат Татарстана и Кубок России по трековым гонкам. Возможно, "гонка Звезд", либо "гонка чемпионов". Сегодня только разговаривал на эту тему. В планах проводить как можно больше времени за рулем гоночного автомобиля, тренироваться, поддерживать форму. Следующий чемпионат у нас начинается уже в апреле и на первом этапе, насколько я понял по календарю, нас отправят в Бразилию. Будем готовиться.

- И последний вопрос: какие цели ты ставишь на следующий сезон?

- Цель одна. Титул чемпионов Европы у нас уже в руках, поэтому попробуем стать чемпионами мира. Новый вызов, новый стимул и новый уровень.

Источник: Sportsreda.ru
Игорь Гайфуллин
Нашли ошику? Выделите, пожалуйста, текст ошибки мышью и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Лента новостей

Другие новости